С момента увеличения штрафов за нарушение ПДД и без того
перепуганные украинские водители начали бояться даже тени — тени от
неких автоматических камер фиксации нарушений. Руководство МВД и ГАИ в
своих отчетах напускало туману: с помощью их автоматических бездушных
помощников были выявлены и покараны гривней сотни тысяч
автонарушителей. Оказалось, что автоматика у нас работает лишь под
присмотром и под управлением бравого ГАИ-шника, выступающего в роли
кнопкодава. Да и то противозаконно, о чем в реляциях милицейского
начальства — ни гу-гу. Приоткрываем завесу. Очевидно,
каждый встречал гуляющие по Интернету "Схемы фото-видео камер ГАИ". И
наверное кто-то получал "письма счастья" — штрафы, выписанные на
основании фиксации нарушения автоматикой. Автора, откровенно говоря,
все это очень удивляло. Готов спорить с любым водителем: если вы
отправитесь на авто в Крым, к примеру, и если эти "скрытые камеры ГАИ"
— не блеф, то по возвращении домой вы непременно должны получить отнюдь
не один штраф в конверте. Ибо без нарушения ПДД мы ездить еще не
научились. Но опрос многих знакомых, не отличающихся законопослушанием
на дороге, показал: ни один из них подобных штрафов не получал. Тогда
автор задался целью отыскать реальных получателей "писем счастья". И я
их нашел. Супружеская пара, как-то проехавшая всю Украину, получила по
результатам своего вояжа аж два штрафа, зафиксированных "камерами ГАИ"
в разных регионах. После этого я заинтересовался алгоритмом работы
таких камер. Вроде как факт фиксации нарушения неоспоримый
(обнаруженные мною жертвы автоматики — совершенно живые, реальные
люди). С другой стороны — почему злостные нарушители, ежедневно
гоняющие по улицам Киева, ни разу не были покараны автоматикой? В
поисках алгоритма работы бесстрастной автоматики ГАИ я проник в недра
этой несекретной организации и обнаружил ряд любопытных документов. А
также получил комментарии нерядовых специалистов службы ГАИ. На
основании приобретенных знаний могу твердо заявить следующее: - все "схемы расположения камер ГАИ" — не
более чем плод фантазии очевидно самих же работников Госавтоинспекции —
в устрашение водителей так сказать; - в Украине нет ни одной автоматической камеры фиксации нарушений ПДД; -
все случаи превышения скорости, "автоматически" зафиксированные камерой
— блеф. В каждом случае нарушение фиксировал сотрудник ГАИ из
автомобиля, зачастую без милицейских номеров и отличительного гаишного
"окраса". Что есть нарушение, между прочим. -
в настоящий момент на вооружении отечественных стражей дороги находится
единственная автоматическая система фото-видео-фиксации превышения
скорости — "Визир". Но она уже не первый месяц используется
противозаконно, что доказуемо в суде. И такой прецедент уже появился. А теперь переходим к доказательной базе. Обратим
взор на статданные ГАИ. С начала года (по 9 июня включительно) с
помощью "Визиря" выявлено 1.190.516 нарушений ПДД. Из них превышения
скорости — 929.164. Этими цифрами бравировали и начальник департамента
ГАИ Коломиец и министр Луценко, рассказывая о ратном подвиге ГАИ-шников
по улучшению законопослушания водителей. Спору нет, с нарушителями
бороться надо, но не по беспределу, а по закону. У нас же получилось
как всегда. Итог: штрафы за все, приведенные выше нарушения,
противозаконны! И вот почему. Во-первых, "Визир" не прошел государственную сертификацию — обязательное требование для его использования. Помимо
прочего, негласная фиксация правонарушения водителями противоречит
Закону о милиции. Сотрудник милиции при фиксации любого нарушения
закона, превышения скорости в частности, обязан остановить автомобиль и
выяснить личность водителя, то есть не просто зафиксировать нарушение,
но пресечь его. Иное сотруднику ГАИ не позволяется законом. Вместе с
тем, существует Служебная телеграмма Департамента ГАИ МВД от 28 ноября 2008 года, в частности определяющая методику "негласного контроля за скоростным режимом автотранспорта". Заметим — методика эта изначально была противозаконной по причинам,
указанным выше. Сегодня же, после известных Указаний МВД за подписью
министра Луценко от 3 апреля 2009 года и расширенные Указания от 21 мая за подписью замминистра Клюева, она противозаконна вдвойне. Как сообщил нам источник в Департаменте ГАИ,
"негласная фиксация" в ГАИ Киева и Киевской области не практикуется уже
несколько месяцев. Причной послужил вал жалоб на противозаконность
подобной фиксации и получение "писем счастья" от наиболее продвинутых
столичных автовладельцев. Вместе с тем, в некоторых областных
подразделениях ГАИ эта методика по-прежнему практикуется. Ведь не
взирая на апрельское Указание министра, противозаконную служебную
телеграмму Департамента ГАИ от ноября 2008-го никто не отменял. Двойная
мораль какая-то получается… Вместе с тем, все
вышеприведенные документы, в частности, Указание министра, послужат
добрую службу автоводителю, получившему штраф по почте. Помните: в
течение десяти дней после его получения вы имеете право обжаловать это
решение в суде. И приводимые документы должны стать убедительным
аргументом для судьи. Если же просто проигнорировать штрафной документ,
это повлечет самые неприятные последствия. Поскольку при прохождении
очередного техосмотра вас вынудят предварительно оплатить двойной штраф
— за несвоевременную его уплату. Ведь своевременно его не обжаловав вы
таким образом признаете его законность и обрекаете себя неуплатой к
удвоению штрафной суммы. Вместе
с тем, нам стало известно, что в настоящее время проходит сертификацию
прибор фото-ведеофиксации, который уже через несколько недель может
законно поступить на вооружение отечественных ГАИ-шников. Как только
это случится, мы непременно проинформируем наших читателей об
особенностях нового секретного оружия ГАИ и методике работы. А пока
приводим технические данные "Визиря". В тему:
одной из основных причин отсутствия на украинских дорогах приборов
автоматической фиксации нарушений является стоимость таких приборов.
Вместе с программным обеспечением один прибор обойдется казне в 250
тысяч гривен. Впрочем, существует его аналог, стоимость которого —
около 100 тысяч гривен. Но, по оценкам специалистов, вряд ли его будут
закупать. Причина проста: от поставок такого прибора чиновники,
отвечающие за закупки, не смогут получить жирного "отката". В целом же,
исходя из стоимости приборов, можно спрогнозировать, что тотальное
слежение за порядком на украинских дорогах в автоматическом режиме — по
примеру цивилизованных стран — дело далекого будущего. Следует
заметить, что даже небедная и некоррумпированная Европа шла к этому
постепенно. Изначально на трассах были установлены боксы для таких
приборов. После чего их единичные образцы устанавливались то в одном,
то в другом месте. Таким образом, водитель никогда не был уверен,
откуда в настоящий момент ведется фиксация. Со временем, на суммы от
выплаченных штрафов приобретались все новые приборы. В
нашем случае, как отмечают специалисты, могла бы использоваться
аналогичная методика. Достаточно установить один прибор на оживленной
трассе, который в автоматическом режиме примерно за три часа работы
зафиксирует порядка тысячи нарушений скоростного режима. А это, как
минимум — 300 тысяч гривен штрафов. Таким образом, на эти деньги можно
было бы приобрести еще один аппарат. Но
существует два "но". Во-первых, деньги от штрафов не поступают на счет
ГАИ, а значит не могут быть использованы на приобретение приборов. По
существующему порядку 50% от собранных штрафов поступает в госбюджет,
вторая половина — в местный. Далее эти деньги расходуются на что
угодно, но не на нужды ГАИ. Во-вторых, не ясно как будут "решать
вопросы" хозяева жизни и их отпрыски, любящие погусарить на дороге. Они
совсем не привыкли платить штрафы. Выход один: узаконить специальные
значки на лобовое стекло: "Мажор", "Народный депутат", "Прокурор". И с
владельцев таких авто не взимать штрафы по определению.
|