Керамические долгожители
Какой
русский не любит быстрой езды? Стрелка тахометра взлетает в правый
сектор шкалы, бросок сцепления, визг шин... И к дыму от покрышек
добавляется едкий запах издыхающего сцепления.
ТЕМ, кто спокойно
ездит на стандартных вазиках в „стандартных" режимах в этой ситуации
можно только позавидовать. Один раз за 50-60 тысяч километров они
меняют серийное сцепление на такое же и не знают никаких проблем.
Совсем другое дело, когда у вас, к примеру, Mitsubishi Lancer
Evolution: здесь достаточно одного неосторожного движения педали газа
на полувыжатом сцеплении, чтобы безумный турбомотор превратил его в
облако едкого дыма.
Впрочем, и на вазиках
ездят по-разному: одни таскают тяжелый прицеп по горным дорогам, другие
гоняются в ралли, третьи просто ездят по шоссе, но под капотом мечется
„форсмотор". В любом случае „по сцеплению" нужен хороший запас.
„Знаем, знаем, —
скажут подкованные читатели. — Единственный в этом случае выход —
использование металлокерамических дисков. Недаром спортсмены именно так
и поступают. Дело, конечно, хорошее, так ведь и стоят они очень
дорого…" Однако и с первым, и, самое главное, со вторым утверждением
можно поспорить. Откроем, к примеру, каталог американской фирмы
ClutchNet. Что интересного? Конечно, ассортимент. Имеются и диски, и
корзины, и даже маховики практически для любых марок автомобилей. В том
числе, между прочим, и для вазиков: для „десятки" (200 мм) и „девятки"
(190 мм). Это как раз понятно — рынок, конкуренция и все такое.
А что еще? Помимо
„традиционной" металлокерамики ClutchNet предлагает диски из других
материалов. Вот, скажем, диски с накладками Fiber Carbon, которые
состоят из керамики, углеродного волокна и кевлара. По своим
фрикционным качествам они напоминают обыкновенные органические, но
передают на 10% больший крутящий момент без увеличения прижимной силы
корзины. Это значит, что такое сцепление будет срабатывать, как и
традиционное, плавно, но увеличит износостойкость механизма в 2-4 раза.
Это отличный вариант для слегка „подзаряженного" автомобиля: такой диск
можно смело вставлять в стандартную корзину.
У дисков ClutchNet
бывают и цельнокевларовые накладки — они легко выдерживают жесткие
температурные режимы, практически не изнашивают поверхности маховиков и
корзин и сами служат очень долго, но требуют тщательной обкатки на
протяжении примерно 10 000 км. Другой экзотический вариант
—медьсодержащие накладки Copper. Они имеют очень высокий коэффициент
трения и выдерживают не менее высокие температурные режимы. Однако они
очень агрессивны и сильно изнашивают маховики и корзины. Впрочем, в
стрит- и драгрейсинге, для которых они были разработаны, это не имеет
решающего значения.
И, наконец,
металлокерамика. Такие диски у CluthNet имеют больше всего вариантов:
они могут быть трех-, четырех- и шестилепестковыми. Их назначение
—экстремальная эксплуатация на предельных температурах и нагрузках.
Говорят, что сцепление этой марки уже испытывали российские раллисты —
сжечь его за два дня целенаправленных попыток не удалось даже на боевой
Subaru Impreza Turbo.
Ресурс и выносливость
это хорошо. Но металлокерамика знаменита своими резкими включениями. Не
помешает ли это при городской езде? Оказывается, нет: специально для
этих целей разработан вариант с пружинным демпфером E-Z Lоск. Кстати, и
прочие типы дисков (кевларовые, „медные", Fiber Carbon) представлены в
двух вариантах: демпфированном городском и жестком гоночном, который
обеспечивает предельно быстрое замыкание.
В общем, ассортимент
широкий. А как насчет цен? Здесь нас ждет самое приятное: керамический
шестилепестковый диск для ВАЗов стоит всего 160 долларов. Специальное
предложение? Нет. Такого же типа диск для Mitsubishi Lancer Evolution
обойдется лишь на пару десятков долларов дороже. А полный комплект с
фирменной усиленной корзиной для EVO „потянет" от силы на 550-600
долларов. Впрочем, для производителей такого рода продукции политика
CluthNet выглядит необычно: необязательно платить три цены за
сцепление, если у вас Porsche 911.